Г.Чернов "Туристские походы в «Печорские Альпы»"

21. Маршрут по реке Каре

  1. По Северной железной дороге от Москвы до станции Воркута и далее до станции Хальмер-ю (2,5 суток).
  2. На вездеходе, лошади или пешком (38 км) от Хальмер-ю до реки Кара (1 сутки).
  3. Вниз по Каре 280 км (на лодках 10-12 суток).
  4. От поселка Усть-Кара на Воркуту рейсовый самолет – 1 час 20 мин. (самолет курсирует 3 раза в неделю).
  5. Маршрут на гору Гнеть-ю (абс. высота 1100м) от Кары 10-12 км (1 сутки).
  6. Маршрут вверх по Большой Каре от устья реки Гнеть-ю до озера Большого Щучьего, находящегося в 40 км (3-5 суток).
    Общее время на маршрут без осмотра верхнего течения Кары – 16-13 дней, с посещением озера Большого Щучьего – 20-25 дней. (Литература: 8, 35.).

Кара довольно своеобразная река, и поэтому в путешествие по ней могут пускаться лишь опытные туристы, умеющие управлять лодками, быстро работать веслами.

Кара унаследовала дочетвертичную долину. Часто она течет в корытообразных каньонах, среди высоких крутых скал. Каждый такой участок отличается своим характером. Про Кару можно сказать, что она составляет целую цепь разнообразных речек. На каждом плесе могут произойти совершенно неожиданные приключения. Река на всем протяжении имеет множество каверзных и опасных порогов и непроходимых водопадов. Течение быстрое, нередко с водоворотами. Есть такие отрезки, где совершенно невозможно причалить к берегу, и лодки увлекаются на пороги. Поэтому Кара требует полнейшего внимания (рис. 67).

В нашем описании особое внимание уделено опасным местам. Дается план отдельных участков, имеющих несколько рукавов с быстрым течением и порогами. При детальном ознакомлении с ним маршрут вполне осуществим. Для большей уверенности рекомендуем делать предварительный осмотр этих участков, так как от количества воды в реке пороги резко меняются: неопасные становятся опасными, и наоборот.

Кара привлекает путешественников с давних времен. Первое путешествие по ней проводилось в 1909 г. геологом О.О.Баклундом, которому ничего не было известно о реке. Баклунд, проделав сложный путь по бездорожной тундре, вышел к среднему течению и отсюда спускался вниз по реке на складной парусиновой лодке. Надо сказать, что Баклунду повезло. Перед самым водопадом его «флотилию» заметили оленеводы и предостерегли от опасности. Позднее Кара неоднократно посещалась геологами. Однако общее представление о ней было очень смутное, поскольку геологические работы носили участковый характер.

В результате своего путешествия мы уяснили, что спуск по Каре на байдарках почти невозможен, во всяком случае очень опасен. Спускаться следует на резиновых лодках, обязательно обертывая их брезентом. Лодки необходимо связать: если их две, то лучше рядом; если три – то две вместе, третья на прицепе; если четыре – то плотом. Это дает полную гарантию от перевертывания на порогах.

Маршрут начинается от поселка Хальмер-ю, от которого до Кары 38 км. Дорога к Каре от поселка на протяжении двух третей очень хорошая, в сухое лето проходима даже на автомобиле. Остальной участок, примерно 10 км по заболоченной местности среди небольших озер, нужно пройти пешком.

Рис. 67. Схема реки Кары

Условные обозначения: 1 – места ночевок; 2 – месте обедов; 3 – каньоны; 4 – пороги; 5 – водопады; 6 – скаты в русле реки; 7 – крутые склоны; 8 – направление основного потока воды; 9 – направление второстепенного потока воды; 10 – высокие волны; 11 – водовороты; 12 – исполиновы котлы; 13 – песчаные отмели. Римские цифры на схеме: I – каньон в ордовикских кварцитах; II и III – каньоны в силурийских известняках; IV – каньон с порогами и водопадами; V – каньон из белых мраморизованных известняков; VI – каньон с «Карским» водопадом; VII – каньон с порогами; VIII – каньон «Карские ворота».

От самого поселка простирается суровая равнинная тундра. Но далее к востоку при приближении к горам рельеф постепенно меняется. Появляются конечно-моренные гряды, сложенные суглинками с большим количеством валунов полярно-уральского происхождения. С этих возвышенностей хорошо виден Полярный Урал, в частности гора Гнеть-ю, которая возвышается почти от самого берега реки. Дорога приведет как раз к подножию Гнеть-ю. К югу отсюда видны две глубокие долины Малой и Большой Кары, уходящие далеко за горы Уральского хребта.

Интересно обследовать верхнее течение реки. В 15 км от истоков Большой Кары к востоку находится красивое озеро – Большое Щучье. Оно питает истоки реки Щучьей, текущей на восток, прорезающей восточный склон Полярного Урала и впадающей в Обь. Озеро расположилось в живописном, глубоком, узком ущелье. Глубина его около 136 м. На маршрут будет затрачено 3-5 дней. Можно захватить с собой небольшую резиновую лодчонку, чтобы спуститься по Большой Каре вниз. Но в 3 км выше слияния Малой и Большой Кары, там, где Кара вытекает из гор, находится невысокий красивый водопад, совершенно непроходимый ни на какой лодке. Ниже слияния спуск на лодках вполне возможен, но в некоторых местах лучше перетащить их берегом. Необходимо учесть и то, что Кара разливается тут на несколько узких рукавов, из которых надо найти проходимый.

Здесь царство низких берегов и ивняка. Необходимо остерегаться плавающих сучьев: они остры, и можно проколоть лодку. Но вскоре река входит в живописный каньон с быстрыми порогами. Ордовикские песчаники розового цвета, а далее известняки и глинистые сланцы выступают здесь по обоим берегам. Породы стоят вертикально и смяты в мелкие прихотливые складочки.

Как только Кара круто повернула на север, каньон обрывается. Берега снижаются, и река выписывает излучины среди низких зеленых террас. Течение быстрое и здесь; на каждом изгибе и повороте – перекаты. Большой опасности на этом участке нет.

И вот вы снова у подножия Гнеть-ю. Восхождение на Гнеть-ю надо начинать с западного склона, круто поднимающегося в 2 км от реки. Затем перейти на северную сторону большого кара; на западной стороне кара расположился снежник. Спускаться вниз легче по восточному склону, от истоков ручья Гнеть-ю, который и приведет обратно к вашей стоянке на Каре. В хорошую безоблачную погоду с Гнеть-ю открывается широкая панорама. Взор доступны самые высокие вершины; в их склонах прячутся ледники и кары. К настоящему времени здесь известно уже несколько десятков ледников. Гнеть-ю сложена древними риферийскими метаморфическими породами изверженного и осадочного происхождения. Кое-где выступают глинистые сланцы, из них можно делать оселки.

От устья ручья Гнеть-ю вниз по течению Кара постепенно отдаляется от западного склона Полярного Урала. Поэтому горы наиболее доступны именно в районе горы Гнеть-ю.

Вниз от ручья Кара на протяжении 35 км протекает среди четвертичных отложений, но уже от устья левого ручья Изъя-шор начинаются скалистые берега. Течение в большинстве случаев тихое, лишь иногда лодку подхватывает быстрый перекат и молниеносно проносит мимо скал. Под порогами и перекатами тихие, глубокие ямы, в которых водятся хариус и голец. Ловить рыбу с лодки, на ходу, опасно. Как только отвлечетесь от управления, лодку сейчас же нанесет на камень, а то и на скалу.

Известняки поочередно обнажаются то по одному, то по другому берегу, иногда они окаймляют реку с обеих сторон. Скалы образуют невысокие ворота. Светлые, слегка розоватые мраморизованные известняки и мраморы очень эффектно возвышаются от самой воды. Весь живописный участок, примерно 50 км, заканчивается неглубоким каньоном и в конце его – небольшим водопадом. Каньон представляет собой совершенно отвесные скалы белых мраморов. Течение здесь тихое, но имеется ряд крутых поворотов, и кормовому приходится зорко смотреть вперед.

Вы проходите целую галерею сказочных ущелий и совсем незаметно выплываете в широкую залу; берега раздвинулись, долина расширилась. Слева тянутся невысокие скалы, обрывающиеся прямо к реке, а справа – все еще высокие, но с выглаженным уступом внизу, который заливается весенней водой. Поверхность уступа испещрена воронками почти правильной округлой формы, иногда 3-метровой глубины. Рассказывают, что в таких ямах после спада весенней воды остаются хариус и голец.

Воронки, которые носят название исполиновых котлов, образовались под действием воды и гальки, попавших в углубления известняка. Исполиновы котлы бывают очень больших размеров. Например, на Каре около большого водопада вы сможете наблюдать исполиновы котлы-ванны (рис. 68).

Рис. 68. Долина Кары ниже Карского водопада. Видны исполиновы котлы.

Уступ заканчивается водопадом. Главный рукав находится на левой стороне реки, однако здесь огромная скорость падения воды. Ниже водопада образуются крутые короткие волны, достигающие высоты 1,5 м – лодки неминуемо зальет, а то и перевернет. Спускаться надо по правому борту. Тут несколько небольших водопадиков высотой до 0,5 м и вода течет узким рукавом. Лодки надо провести между водопадиками осторожно, выбирая удобные места. Мы, к примеру, спускались по Каре на четырех резиновых лодках, связанных плотом. Здесь нам пришлось их развязать и спустить каждую отдельно. Это заняло много времени, зато предотвратило аварию.

После широкого плеса Кара снова устремляется в неглубокий, но своеобразный каньон с очень быстрым течением и неприятными порогами. Интересна природа каньона. Когда-то мраморизованные известняки возвышались вертикальными стенами от самой воды. Но во время оледенения отвесные скалы были выглажены ледником, двигавшимся с севера на юг. В результате мы видим теперь корытообразную долину, В этом каньоне следует опасаться пологих уступов, которые, как правило, обрываются в воду острыми пластами. Чтобы не налететь на такой пласт, нужно как следует поработать веслами, а рулевому направлять лодку на главную струю. Каких-нибудь 20-30 минут, и лодка выскакивает в тихий плес. Здесь придется, может быть, протащить ее бечевой, особенно если подует встречный ветер.

В 35 км ниже первого водопада Кара снова входит в каньон уже со спокойным течением. Лишь в конце каньона ощущает сила воды, но опасных мест нет.

После 7-километрового спокойствия надо приготовиться встрече с новой опасностью – каньоном необыкновенной крас ты с совершенно непроходимым Карским водопадом. Око него и посчастливилось О.О.Баклунду повстречать людей, крутым поворотом вправо следует причалить к правому бере' осмотреть весь каньон, оценить свои силы и возможности, а также подыскать подходящее место для перетаскивания вещей берегу.

Каньон тянется на 1,5 км (Карский водопад находится в середине его). Высота берегов 60-70 м. Конечно, перетащить вей через весь каньон – сложная задача, отнимающая много врем ни и сил. Нам удалось отыскать место на правом берегу, в 100 выше водопада, куда можно причалить. Но и в этом случае были предприняты меры предосторожности. Так, двое стояли на берегу в ожидании веревки, которую должны были бросить с лодки, если бы ее понесло вниз по течению.

В каньоне очень быстрое течение и масса порогов, протяг» вающихся от одного берега к другому. Основной поток вод устремляется к отвесным скалам, перекатываясь с уступа на у туп. «Причал» находится между двумя последними порогам перед водопадом, и нужно успеть причалить в этом месте. Инс че течение отнесет к крутому левому берегу, где просто не – что уцепиться, и лодки неминуемо попадут в водоворот водопада. Если туристы не уверены, что смогут пристать в нужном месте, лучше остановиться на ночевку и перетащить скарб по берегу.

Водопад не так высок, около 2 м. Но зато в узком, 4-5-метровом, рукаве собирается огромная масса воды и устремляется плотной струёй сначала к левому берегу, затем к правому и, перекатываясь через двойной уступ, бьет в левый берег под нависающий карниз. Против водопада не забудьте осмотреть исполиновы котлы-ванны.

Мы спускались таким образом: пустые лодки на веревка провели около самого правого берега. Вещи пришлось перетащить по крутому берегу, довольно неудобному для подобных мероприятий. Скалы около воды хотя и пологие, но очень скользкие, тем более что был уже сентябрь и шли постоянные дожди. Не обошлось и без купания: ниже водопада двое скатились в холодную воду. Хорошо, что это случилось около лодок. Т\ же ниже водопада мы снова укомплектовали свой транспорт, сели в лодки и отдались воле течения.

Ниже водопада Кара течет в ущелье с отвесными высокие скалами. Быстрое течение вскоре выносит лодку в плес – «амфитеатр», почти правильной круглой формы. С левой стороны, чуть ниже отвесной скалы, в Кару врезается долинка небольшого ручья; здесь удобное место для лагеря, и следует остановиться и отдохнуть.

Карским водопадом отнюдь не заканчиваются трудности похода. Правда, далее вниз река довольно спокойная. Придется кое-где поработать и веслами. (Между прочим, тут много хариусов и гольца.) Но как только Кара начнет выписывать крутые излучины, жди препятствий. Берега суживаются, в русле появляются многочисленные выходы скал. Такие места не менее опасны, чем водопады (рис. 69).

На рис. 67 даны зарисовки отдельных опасных мест, где показано, каким рукавом нужно спускаться на лодках. Так, ка первом участке в начале каньона следует плыть вдоль правого берега узким рукавом, между низкими выглаженными, скалами, тянущимися примерно на 200 м. Левый же рукав, в котором течет главная масса воды, имеет несколько опасных порогов, и сила воды не позволит управлять лодками, да и высокие волны ниже последнего порога могут залить их.

После целой серии порогов Кара как бы замыкается в черных, мрачных скалах слоистых известняков и глинистых сланцев, возвышающихся на 70 м. Река многоводна и глубока. Еще ниже ее перегораживают естественные плотины крепких пород, тянущихся в русле в виде отдельных выходов. Они-то и подпирают воду. Между ними узкие протоки. Через первую плотину проходите правым протоком, а через вторую – держитесь левой стороны.

Р и с. 69. Вниз по Каре на резиновых лодках.

В этом каньоне совершенно иной колорит красок. По левому берегу выступают смятые разноцветные пласты сланцев, а по правому – сланцы в виде тонких плиточек стоят вертикально как книги в книжных шкафах. Можно подумать, что перед вам огромная библиотека, в которой собраны старые потрепанные издания в разноцветных переплетах! Далее вниз по реке сланцы располагаются в виде аккуратно сложенных поленьев дров. Каньон оставляет впечатление кабинета в старинном заброшенном замке.

По выезде из каньона вы улавливаете шум бурного порога. Спускаться надо у левого берега. Затем направить лодку между двумя первыми большими скалистыми островками и как можно ближе держаться левого продолговатого острова, чтобы быстрым течением не нанесло на правую плотину. Около этой плотины имеется несколько узких протоков, через которые невозможно пройти. Левый проток более широкий. За плотиной – глубокая яма и водоворот. Вода подмывает высокие, отвесные скалы правого берега. Далее скалы выступают по обоим берегам. Вы проезжаете по каньону с тихим течением.

Вскоре скалистые берега отступают от реки. Кара начинает сильно петлять. Сосредоточьте внимание! В последних двух крутых излучинах, с резким поворотом с юга на север, течение быстро увеличивается. Ощущается заметный спуск воды, и вы будто катитесь с ледяной горы со скоростью 10 км в час.

За крутым поворотом – коротенький плес. Расстояние настолько мало, что нет никакой возможности причалить к берегу. Тут вас и подстерегает опасность. Совершенно неожиданно перед вами «вырастают» узкие «ворота». Между тем вы слышите шум порога, а может быть, и водопада. На карте это место, как между прочим и многие каверзные пороги, не отмечено. Нас, например, втянуло в эти «ворота» так неожиданно, что ни о каком управлении лодками не могло быть и речи. Подводная скала выступает посередине реки. Все наши усилия были направлены к тому, чтобы хоть немного обогнуть ее, т.е. свернуть влево. Нам удалось сделать это лишь частично. Две передние лодки нырнули вниз в бурлящую воду, две задние на какой-то миг остановились – они налетели на скалу, – затем поднялись вертикально и, подпираемые высокими волнами, свалились, наконец, вниз. Все с ног до головы были захлестнуты водой, причем все в эту минуту крепко держались за веревки, поэтому и остались на своих местах. Нас несколько раз покрутило около левого берега, и перед глазами выросла огромная скала, за которой ничего не было видно. Поток воды устремился именно к этой скале. Мы напрягли все силы, чтобы вовремя оттолкнуться от нее. К счастью, обогнув скалу, лодка выплыла в тихий плес с песчаными берегами.

Лишь на другой день мы имели возможность осмотреть «ворота». Долина Кары здесь резко сужается на расстоянии 200 м. По обоим берегам выступают сильно смятые в складки слоистые известняки, чередующиеся с кремнистыми яшмовидными сланцами, которые с большим трудом поддаются размыву. Яшмы выступают из-под воды острыми гребнями, а на месте известняков, наоборот, образовались глубокие промоины. Вода, падая с яшмовых гребней, образует водоворот в глубоких местах. Попав в такой порог, не сразу сообразишь, что надо делать.

Еще раз хочется сказать, что только благодаря резиновым лодкам, обернутым в брезент, все остались невредимы.

Далее скалы сопровождают реку почти непрерывно. Однако ниже этих «ворот» Кара намного шире и глубже. Высокие скалы венчаются «пьедесталами», «головами» древних рыцарей в шлемах, часовых на посту, «головами» диких птиц и пирамидальными пиками. Иногда вы видите крепостные ворота, иногда ясно вычерчивается фигура человека. В одном месте видна надпись, будто кто-то расписался начальными буквами «М» и «С». Наконец, на значительном расстоянии вдоль берега протянулись темные известняки со светло-серыми пропластками, смятыми в мелкие зигзагообразные складочки, напоминающие кружева.

Последние скалы на Каре – темно-серые туфобрекчии мезозойского возраста. Они выступают по одному правому берегу и возвышаются над рекой примерно на 40 м. Вверху скалы изрезаны небольшими овражками в виде гребней. Туфы – своеобразная легкая, пористая порода. При виде их вас не покидает чувство, что скалы вот-вот рухнут, настолько они кажутся легкими.

Далее Кара течет среди низких террасовых образований. Берега заросли ивняком. В русле появились большие острова. В низовьях реки «летуют» оленеводы. Поэтому здесь всегда можно заполучить какой-либо транспорт. Часто из поселка Усть-Кара сюда приходят моторные лодки, или так называемые доры, на которых можно добраться до поселка, где есть гостиница. Усть-Кара имеет рейсовое сообщение с Воркутой.

Сайт управляется системой uCoz