Сюрензяк – Инзер
Дневник похода, 1993 г

Предисловие

Собственно, ни на какой Сюрензяк мы не собирались. Просто из нескольких вариантов заброски на Инзер, описанных в книге Рыжавского "По Каме и её притокам", мы выбрали этот, от ст. Улу-Елга. Мягко говоря, не самый удачный. Во-первых, до Инзера оттуда – как до Африки. Во-вторых, сплав по Сюрензяку, возможный только на пике половодья, – удел камикадзе. В результате получилось, что заброска на Инзер превратилась в значительную часть маршрута, гораздо более интересную и опасную.

Карта у нас была только 15-ти километровка, да лоция Рыжавского. Но на реке ведь не заблудишься...

2 мая

Снова втроём. Вроде рюкзаки в этот раз полегче, но всё равно пришлось доплачивать за лишний груз – теперь без багажной квитанции не пускают даже на платформу.

Поезд №94 Москва-Магнитогорск отправляется в 13:31. Погода солнечная, распускаются почки на деревьях. В вагоне даже жарко. Ночью начало было свежеть, но зачем-то включили отопление.

3 мая

Проснулся в 6. Едем. На небе – ни облачка. Хотя здесь почки на деревьях ещё не распустились, солнце просто печёт. В вагоне очень жарко – забыли выключить отопление. Попытка слесаря открыть окно с помощью лома успехом не увенчалась. С тоской вспоминаются оставшиеся дома в холодильнике три банки пива.

Удивительно в такую жару видеть снег в ложбинах. На реках – разлив.

Темнеет. Поезд остановился в Равтау (это в 2-х км от Азово), хотя в расписании этой станции нет. Если на обратном пути он тоже здесь остановится, то тут удобно закончить маршрут.

Поезд несколько раз пересекает Инзер и идёт то вдоль левого, то вдоль правого берега. Насколько можно рассмотреть в темноте, вода высокая, течение быстрое.

Вдоль реки тянутся невысокие хребты, на склоне одного из них полукругом горит лесная подстилка.

В половине одиннадцатого прибыли на станцию Инзер. Здесь куча путей, реки не видно. В зале ожидания – большая группа туристов, байдарок 6. Мы взяли билеты до Улу-Елги на поезд Уфа-Сибай. Отсюда можно добраться также до Ишли и Карталы. Ночь тёплая. Наш поезд в половине первого. Ждать недолго.

Подошли ещё двое туристов с катамараном, они уже закончили сплав. Они рассказали, что воды много, камней на Сарыште не видно, а летом в Инзере много хариуса. Оказывается, жара стоит третий день, а до этого шёл снег. Обменялись телефонами.

4 мая

Поезд Уфа-Сибай отправился только в половине второго ночи. Народу немного, все спят. Проехали станцию Айгир и ещё какую-то. В кромешной тьме пытаемся из окна рассмотреть подходы к реке. Около трёх часов прибыли в Улу-Елгу. Нам показалось, что от моста через Инзер очень далеко.

В зале ожидания ещё по крайней мере две группы водников. Как только рассвело, одна из них погрузилась на товарняк, идущий по узкоколейке, и уехала в сторону Ишли. Мы прохлопали ушами и отправились своим ходом вдоль бурного притока, параллельно которому тянется узкоколейка и шоссе. Приятнее всего идти по узкоколейке: почти игрушечный путь вьётся среди деревьев, вокруг поют птицы.

Потом поднялись выше и пошли по дороге в надежде словить попутку. Встретили идущих навстречу местных. Они сказали, что до Инзера ещё очень далеко, а приток называется Малый Инзер (?). Увидев, что дорога дальше взбирается в гору, решили спуститься к притоку и посмотреть, нельзя ли по нему сплавиться. Русло узкое (5-6 метров), течение бешеное, по берегам – затопленные кусты и деревья... Рискнём!

Заварили чай, позавтракали домашними пирогами и сырниками. Собираем байдарки. Тепло, даже жарко, правда, стали появляться облака. Из надреза на берёзе интенсивно идёт сладкий сок. Туча божьих коровок.

Только собрались, подплыл кат-четвёрка, идущий от Улу-Елги. Они прошли всё успешно, встретив всего один завал. Отчаливаем вслед за ними. Быстрое течение подхватывает нас, один поворот, другой, третий... Растерянно пытаемся уйти от нависающих со всех сторон веток, но получаем удары по каскам. Течением нас утягивает под наклонный ствол, стараясь уйти от него, переворачиваемся. Обжигающе холодная вода захватывает дыхание. С трудом выдавливаю из себя стандартную в таких случаях фразу: "Димон, держи вёсла!" Некоторое время плывём, держась за перевёрнутую байдарку, потом её затягивает под завал, на который нам удаётся вскарабкаться. С трудом переставляем ноги в полных ледяной воды ботфортах. Байда почти вся скрылась под водой, корму занесло под брёвна. Вытаскиваем из неё вещи, только тогда удаётся её высвободить из-под завала и вылить воду. Трясясь от холода, закидываем всё обратно и сплавляемся свободной протокой до подтопленного острова. Андрюха ждёт нас в нескольких метрах ниже того злополучного завала, не в силах ничем помочь. На острове есть дрова, разводим костёр, сушимся, благо солнце печёт во всю.

При перевороте у нас уплыла клизма, Димонова деревянная ложка, у меня вытянуло боковую завязку из спасжилета – в общем, потери невелики. Правда, вода попала в кинокамеру и начатую кассету с плёнкой. От места начала сплава прошли всего метров 500.

Чу чалится...

Тем временем Андрюха разведал с горки, что неподалёку деревня. Решаем идти дальше с разведкой, страховкой и, если потребуется, обносами. С трудом протиснувшись через обширную мель, снова попадаем на стремительное течение. Сделав пару обносов, остановились в соснах на высоком левом берегу среди заброшенных загонов для скота.

Сегодня устали, день был интересным. Комары здесь какие-то огромные. Спать легли в 9, как только стемнело.

5 мая

На стоянке

Проснулся рано, решил немного поваляться. Поднялись, когда ещё не было шести. Ночь была не слишком холодной. Сегодня облачно, солнца почти нет.

Вчера вечером на берёзу подвесили флягу – сегодня она полна сладкого сока. Воду для завтрака приходится брать из реки – жуткая муть, хоть используй берёзовый сок.

Димон отправился в поход с больным животом. Сейчас ему легче, но еда не вызывает у него буйного восторга, как раньше.

Утром массу времени потратили на разборку и просушку кинокамеры – запотел окуляр, накрылась автоматика, но снимать ещё можно.

ПрижимУсатым нравится Salvo

Распогодилось, светит солнце. Вышли в начале 12-го. Осматриваем короткие отрезки реки, потом их проходим. Интересный участок был вдоль загона перед деревней: очень бурное течение, стояки, повороты. Причалили перед скалой на правом берегу напротив деревни. Залезли наверх: Инзер пока не видать. Огромная деревня тянется, насколько хватает глаз. Засняли жука-усача.

Жарко. Очень выручает фляжка с берёзовым соком.

Вдоль деревни были ещё интересные бурные участки. В одном месте русло упирается в мостик из нескольких брёвен. Здесь мы расспросили местного жителя; оказалось, что деревня называется Ишля, а речка – Сюрензяк. Больше ничего выяснить не удалось.

Около трёх часов перекусили оставшимися сырниками и стали обносить мост. На окраине деревни русло вновь уходит под мост. Обходя его правой протокой, мы с Димоном попали в очередную аварию: влетев под одну расчёску и потеряв контроль, не смогли уйти от второй, где у меня вырвало из рук весло, и мы чуть не перевернулись, черпанув воды бортом. Едва мне удалось выловить чуть погнутое весло, как нас занесло под дерево на правом берегу: Димон успел уклониться, а я ударился грудью (к счастью, в спасжилете) об ствол, байдарка мгновенно остановилась и вода стала стремительно переливаться через корму. Пытаясь вскарабкаться на дерево, я почувствовал, как напором воды сгибает весло у меня в руке. Через секунду я выбросил на берег две половинки сломанного пополам весла. На этот раз Андрюха оказался рядом и помог нам выбраться на берег и вытащить байдарку.

Пока ребята чинили весло, я прошёлся чуть вперёд: справа загоны и несколько домиков, разлив. Решили перетащить туда вещи и байды. Но дальше плыть ещё опаснее, а осмотр становится невозможным из-за кустов. Сначала провели байды по правому берегу, потом перетащили их через изгороди загонов. Тут нам встретился ещё один местный житель, который поведал, что до Инзера порядка 4 км. Хоть завтра дойдём!

Последнее усилие – дотащить вещи до поляны с кочками, где мы остановимся. Пока Андрюха с Димоном перетаскивали байды, я развёл костёр и начал готовить ужин. Были здесь около 7 часов. В горле пересохло. Сразу подвесили флягу на берёзу – будет сок. Воду берём из лужи, там меньше мути.

Сегодня устали. Отрубились в половине десятого.

6 мая

Проснулся около 4-х, светает. Спать уже не хочется. Провалялся, пока совсем не рассвело. Начал готовить завтрак. На небе – тучки. Вода в реке заметно спала.

Вскоре вылез Андрюха, а потом и Димон. Новый спальник Чу сплошь покрыт перьями, а при попытке выбить его вылезает ещё и пух.

Сегодня мы должны, наконец, дойти до Инзера. Погода вроде ничего, разгуливается. Набралась полная фляжка берёзового сока, а поток его всё не ослабевает. Интересно, что на разных стоянках сок отличается по вкусу.

Обнос

Вышли около 11. После нескольких отрезков, пройденных с разведкой, русло дробится на рукава и уходит под затопленные деревья. Рядом, на левом берегу, оказалась старая разобранная узкоколейка, решили по ней обнести вещи и байды до поворота налево. Тащить пришлось в несколько заходов, довольно далеко, вдоль поляны. От поворота уже слышен звук каких-то машин (как потом оказалось, это работал трактор в Карталинской Запани).

Вскоре за поворотом узкоколейка переходит на правый берег по старому, разрушенному мосту. Перед ним реку перегородило пульсирующее бревно. Долго колебались: идти – не идти; потом всё-таки решились. Удачно, даже не чиркнули! За мостом вдоль узкоколейки расположилось несколько недостроенных домиков и загон для скота.

У скалы

Течение очень быстрое, но русло стало пошире и появилась возможность лавировать между ветками. За домиками река круто уходит влево перед высокой скалой с прижимом. Для осмотра забрались наверх, ниже по течению оказалась большая поляна.

Просмотрев ещё несколько участков реки, неожиданно увидели впереди Инзер. На противоположном берегу работает трактор, который мы и слышали за несколько км. Начался холодный дождь, поднялся ветер, мы спешим вперёд, оставляя справа пос. Карталинская Запань. В этом районе Инзер течёт несколькими рукавами.

Начинаем мёрзнуть. За левым поворотом реки, после деревни, остановились напротив утыканного берёзками склона. Ещё рано, начало четвёртого, но необходимо согреться. Дождь ненадолго прекратился, успели развести костёр и приготовить обед, доедать который пришлось в палатке – дождь зарядил снова. Вдруг изменился характер стука по крыше – вместо капель посыпалась снежная крупа.

Позже подошёл большой просвет, но солнца нам уже не досталось. Зато успели высушить все вещи. Резко похолодало. Сидим у костра, греемся, пьём горячий чай. Снова пошёл снег. Пока упаковывались во всю тёплую одежду, он стал падать хлопьями и к восьми часам вечера укрыл траву, палатку, байдарки пушистым покрывалом. Засыпаем под мягкий шелест снежинок по крыше – такого с нами ещё не бывало!

7 мая

Под снегом

Мы с Андрюхой встали в 4; уже рассвело, но солнце ещё не показалось. Холодно, всё покрыто сантиметровым слоем снега, в протоках – наледи. Даже воздух какой-то зимний. Небо ясное, редкие облака иногда закрывают солнце, но снег не спешит таять. Заснял это чудо на плёнку.

Скала

Приготовили завтрак, какао. Вышли без 20 десять. Вода очень быстрая, Инзер течёт одним руслом в узкой долине. Кроме поворотов с прижимами и отбойными валами, других препятствий нет. Многие склоны так и остались припорошены снегом. Сильнейший, пронизывающий ветер в лицо, от него коченеют руки, хотя и светит солнце.

До нашего слуха доносится лёгкий стеклянный звук. Мы не сразу поняли, откуда он идёт. Оказалось, на ветки ив, полощущиеся в воде, намёрз толстый слой льда, и получилось нечто вроде хрустальных люстр. Течение их шевелит, и они отвечают мелодичным перезвоном. Такое надолго запомнится!

Часа через 2 поворотов стало меньше. Около двух часов встретилась пара островов, мы ожидаем начала переката Сарышта. Неожиданно перевернулся Чу – просто на ровном месте! Это произошло на наших глазах, но никто так и не понял, как же это могло случиться. Мы с Димоном устремились спасать его. Димон протянул Андрюхе весло, но оно осталось в руках у последнего. Со второго захода, вернув весло, стали прижимать перевёрнутую байду к берегу. Андрюха отпустил её и поплыл к берегу, а мы засадили её в прибрежные кусты и едва успели увернуться от затопленных кустов, так что причалить смогли несколько ниже. Вернулись, развели костёр, стали сушить потерпевшего. К счастью, он цел, и из вещей ничего не пострадало.

Строим догадки о причинах аварии. Андрюха предположил, что носовая верёвка упала в воду, размоталась, за что-то зацепилась, вот байда и опрокинулась. Мне не верится – не такое быстрое было течение, байду бы только развернуло. Мы с Димоном пришли к заключению, что Чу просто настолько ушёл в мысли об эскимосском перевороте, о котором он мечтал с начала похода, что попытался сделать его... Но на гружёном "Таймене" это дохлый номер!

Пришлось здесь и остановиться – место не очень удобное, рядом болотце, но зато дров много. Сделал на обед уху из консервов, а так как осталась куча времени, ещё и блины с вареньем. Все остались очень довольны. Спать улеглись около восьми.

8 мая

Ночь была холодной, спальник отсырел, я чуть не замёрз. Встал около 5 часов, отогрелся у костра. Сегодня небо ясное, в небольшой дымке. Снег не выпал, но всё покрыто инеем. Нет такого дикого ветра, как вчера.

Сегодня нам предстоит пройти перекат Сарышта, чего панически боится Чу. Это ещё при подготовке к походу приводило его в ужас, а теперь любой разговор он сводит к вопросу: "КАК САРЫШТУ ПРОХОДИТЬ БУДЕМ?!" В этом отчасти виновата всё та же книга Рыжавского, в которой описание препятствия заканчивается словами "...организовывать страховку в конце переката бессмысленно, т.к. после получасового пребывания в ледяной воде она уже не поможет". Но мы с Димоном не столь пессимистичны.

Снял на камеру необычное растение: листьев нет, а прямо на стволе цветы, похожие на цветы сирени.

Вышли в половине одиннадцатого, установив фартуки и юбки. Светит солнце, ветер не очень сильный. Вскоре дошли и до Сарышты: сначала слева впадает бурная речка, которую видно издалека, потом следует поворот направо. Сарышта оказалась слабеньким перекатом с редкими стояками выше 0,4 м. Где-то посередине причалили к берегу, чтобы дождаться Андрюху. Шивера оказалась довольно длинной, да и потом течение сохраняет свою скорость.

Скалы Инзера

Около 12 часов миновали старую, почти заброшенную деревню слева (Кызыл-Ярово?). Отсюда тянется вереница живописных скал. Ниже встретилась и ещё одна деревня, совсем заброшенная и разрушенная (Янаул?)

У костра

Часам к двум стали присматривать себе стоянку. Остановились на правом берегу с удобным пляжем. Наверху оказалась огромная поляна, кострище, даже каркас и камни для бани. Ветер стих, тепло. Наконец-то можно погреться не у костра, а на солнце. Сушим спальники.

Видимо, недалеко до пос. Инзер. Прикидываем, откуда будем сниматься: еды осталось на два дня. Ладно, там видно будет.

Проплыла резиновая лодка с кучей пассажиров, они идут от Карталы.

Приятный, тихий вечер. С удовольствием посидели у костра до темноты. Отбой в девять часов.

9 мая

Ночь была сравнительно тёплой. Встал, когда ещё не было шести. Пасмурно, но не холодно, изредка появляются небольшие просветы.

Отчалили в 10:10. Продолжаются скалы по берегам и бурные повороты. Примерно через полчаса миновали остатки деревни слева. Ожидали вскоре увидеть посёлок Усман-Гали, но он показался только около 12. Здесь реку пересекает автомобильный мост. По правому берегу строят новые дома. Впереди уже видны строения посёлка Инзер.

Здесь открывалась бы красивая панорама гор, но всё дело портят остатки лесозаготовительных сооружений. В посёлке русло дробится на рукава, а дальше становится совсем неинтересно: приняв Малый Инзер, река расширяется, по берегам тянутся селения, русло то и дело пересекает железная дорога.

Хотели встать за пос. Тюльма, но пока подбирали место подальше от железной дороги, проскочили аж за Ассы. В половине четвёртого остановились в неуютном месте на левом берегу; от железки нас отделяет широкое русло Инзера.

На деревьях распускаются почки. Погода немного разгулялась, на небе появились просветы. А нам завтра предстоит, видимо, закончить наш маршрут в пос. Зуяково.

Вечер был тихий (проходящие поезда не в счёт). Поёт соловей. Раньше мы неоднократно проезжали эти места поездом, но всякий раз ночью. Теперь хоть увидели Инзер при дневном освещении. Отрубились в 10.

10 мая

Встал около шести. Ночь была тёплой, погода – без изменений: облачность с редкими просветами, ветра нет. Позавтракали, доев остатки запасённых продуктов. Почему-то остались хлеб, сушки, печенье, конфеты – пригодятся на обратный путь. Вообще-то уезжать не хочется.

Доснял на стоянке вторую киноплёнку. Что-то фильм получается рекордно короткий, всего минут 6. Да и слайдов – одна катушка на троих.

До пос. Зуяково километров 15-20. Планируем там и закончить наш странный маршрут.

Вышли раньше 10. Инзер течёт в узкой долине между невысокими хребтами, покрытыми смешанным лесом. Миновали пос. Бриштамак. Поднялся сильный встречный ветер, но зато небо проясняется. В 11 были уже в Зуяково. До платформы – рукой подать. Почему-то в этом небольшом посёлке сооружён мощный пешеходный мост и железнодорожный переход.

Пытались успеть на электричку в 12:24, но не сумели: чтобы разобрать байдарки и сложить рюкзаки нам нужно часа два минимум. Следующая в 15:53. Сидим, ждём, пожёвывая сухари. По платформе разгуливают свинки, в кювете рядом полощут утки.

Погрузились в электричку, народу много. Ехали сначала вдоль Инзера, который здесь широкий и медленный. Хорошо, что мы не поплыли дальше – было бы совсем неинтересно. Станция Равтау, где мы первоначально собирались закончить поход, оказалась далеко и от реки, и от посёлка. Постепенно горы кончились, едем теперь среди распаханных полей. На деревьях здесь гораздо больше зелени, чем в начале маршрута. Народу набилось под завязку.

Около 6 часов были в Карламане. Много народу едет в Оренбург, Стерлитамак. Когда толпа рассосалась, спокойно взяли билеты до Москвы на 10:30 вечера. В кафе рядом запитали чебуреков с чаем. Снова ждать.

Наконец, загрузились в поезд, нашлись свободные места, едем домой.

11 мая

Сегодня весь день ехать, поезд прибывает в Москву завтра в половине шестого утра. Обычно мы коротаем время за чаепитием, но на этот раз даже аппетита особо нет. Какой-то уж очень короткий получился поход. Жалею, что не догадался пройти в этом же маршруте ещё и по Малому Инзеру – а ведь сделать это ничего не стоило! Ну да что теперь горевать... Вряд ли мы в скором времени вновь соберёмся в Башкирию: мы не ждём от неё чего-то нового и интересного.

Сайт управляется системой uCoz