Сплав по Нугушу
Дневник похода, 1996 г

29 апреля, понедельник

Собрались, как всегда, на Казанском вокзале. На этот раз нас пятеро, попытаемся все втиснуться на один катамаран. Взвесили всю нашу поклажу – оказалось 145 кг. Поезд отходит в 13:31. В Москве жарко, снег сошел, на деревьях появились почки. В вагоне очень душно, окна не открываются. Балуем себя бутербродами с курицей, майонезом и кучей овощей.

30 апреля, вторник

Сегодня ехать весь день. Снова жара и духота. За окном проплывают совершенно голые деревья, все чаще попадается не растаявший снег. Сегодня в нашем дорожном меню одни овощные салаты.

1 мая, среда

Подъезжаем к Белорецку. В свете Луны видны увалы, русло Инзера. Много снега. В 0:50 вышли в Белорецке. За вокзалом ждут пассажиров рейсовый автобус и несколько такси. Решили не ехать до автостанции, а договориться с водителем “Нивы”. Он рад отвезти нас куда угодно из расчета 2 тысячи рублей за километр. Однако одной машины нам явно мало, и водила пошел агитировать коллегу на “Жигулях”. Решили доехать до Авзяна, что обойдется нам в пол-лимона, а если дорога позволит – то до Бретяка. Я, Чу и Алла сели в “Ниву”, а Оля с Димоном – в “Жигули”.

Едем в тепле, с комфортом. До Каги идет асфальтированное шоссе, дальше – грунтовка. В Авзяне расспросили у единственного прохожего про дорогу на Бретяк. Дорога плохая, но все-таки решили ехать, покуда будет возможно. Дорога действтельно крутая: зигзаги, виражи, подъемы и спуски. Особенно туго приходится “Жигуленку”, он не раз уже хотел вернуться, однако Димон мягко, но настойчиво убеждал его продолжать путь. Одно спасение – ночью подморозило; когда взойдет Солнце, здесь уже не проехать. Снег лежит по обеим сторонам дороги и в лесу, насколько хватает глаз. Дважды вспугивали тетерок и зайцев.

Едем уже давно, а реки все нет и нет. Навстречу попался бензовоз, водитель сказал, что до моста еще 15 км. Наш шофер поднял тариф до 4 тысяч за километр. Едем дальше. Дорога совсем плохая. “Жигуленку” назад самому не выбраться. Водитель просит коллегу не бросать его.

Наконец, около 5 часов утра были в поселке Бретяк. Расплатившись с водителями, развели костер и начали собирать катамаран. Нашли на берегу доски и рейки для каркаса. В половине восьмого отчалили, усадив Аллу в середину.

Уровень воды далек от максимума, снег только начал таять. Очень холодно, в реке плывет ледяная шуга. Вода мутная, много перекатов и нависающих веток. Баллоны катамарана сильно спускают. Зато каркас получился неплохой – сидеть удобно. Вылезли в одном месте перекусить, подсушиться и подкачать баллоны. Миновали деревянный мост, за которым готовилась к спуску на воду группа на ПСНах. Слазили на высокий склон, откуда открывается панорама Нугуша в заснеженных берегах. Миновали несколько групп туристов на катамаранах. С ходу преодолели перегородившее русло обливное бревно.

Начался плес. Впереди мы увидели несколько катамаранов, застрявших во льдах. Тоже стали проводить наше судно через льдины. Вскоре выяснилось, что большая часть туристов просто ждет, когда кто-нибудь расчистит проход. Вслед за более решительными ребятами мы с Чу перетащили катамаран с вещами волоком по льдине, при этом значительная ее часть откололась и уплыла.

Ищем стоянку. Берега сплошь покрыты снегом. Наконец, около часа дня выбрались на террасу, где есть несколько больших проталин.

Нас обгоняют группы туристов, приехавшие днем. На байдарке проплыл одинокий турист – художник Мурза из Стерлитамака. Он везет с собой шесть холстов, подарил нам каталог своей выставки.

Пообедав гороховым супом, без сил рухнули отдыхать. Алла пошла рисовать, я отправился посмотреть окрестности, поднялся на высокий берег. На склонах появились белые цветы – местные подснежники.

Пьем чай с мармеладом, доедаем домашние сырники со сметаной. Взошла полная луна. Девушки ушли гулять в лес, встретили сову. Сидим у костра. Стемнело. Около 11 отправились спать: в одну палатку – Оля и Чу, в другую – Димон, Алла и я.

2 мая, четверг

Ночью дико холодно, –5°С. Никак не могу согреться. В три часа утра не выдержала Оля и пошла греться у костра. Потом вылезли я и Алла. Девушки взялись приготовить кашу на завтрак, и мне предоставилась возможность поспать еще часок в двух спальниках. В шесть меня разбудил Чу, ищущий чай. Чтобы не было обидно, я поднял и Димона.

Встало Солнце, ясно. Заметно поднялся уровень воды в реке. Холодно. Димон заснял на видео нашу стоянку в снегу с пригорка, окончательно разрядив маленький аккумулятор (его хватило на 10 минут). Алла снова отправилась рисовать.

Вышли в 10. Плывем среди выброшенных на берег льдин. Обогнали ПСНы на берегу. Увидев красный скалистый берег, вылезли поискать глины, но она оказалась с большим количеством примесей и мы поплыли дальше. Тепло. Встречаются скалы и перекаты с высокими валами. Алла поменялась с Олей местами и учится грести.

В 12 часов устроили перекус на правом берегу – бутерброды с сыром и колбасой, березовый сок. К нам пытается присоединиться медлительная лягушка. Стало совсем жарко, вылезаем из гидрокостюмов.

В час продолжили путь. Часто попадаются ускорения с валами, нас захлестывает. Течение очень быстрое, опасаемся пролететь маршрут слишком рано.

Заметив на высоком правом берегу хорошую стоянку, вылезли просто посмотреть. Порхает множество бабочек: крапивницы, лимонницы, павлиний глаз. Проплыв еще немного, вспугнули журавля, который стал описывать круги над рекой. Затем решили слазить на высокую скалу с “улыбающимися ртами”. Сверху открывается прекрасный вид на реку в лесистых берегах с впадающим ручьем.

Снова на воде. Подыскиваем стоянку. Нас догоняют ПСНы. Спешим вперед, чтобы занять место. Часа в четыре высаживаемся на правом берегу, где среди снежного поля под сосной есть проталина, на которой мы и ставим палатки. Мимо проносятся два ПСНа с бухими мужиками, поливающие нас ругательствами и угрозами.

Приготовили суп, потом чай, а попозже – гречку с мясом. Воду берем из лужи с талой водой, как и на предыдущей стоянке. С ужасом думаем о предстоящей холодной ночи. Оля нагрела огромный бульник и перебралась в нашу палатку, к “живому теплу”, оставив Чу в гордом одиночестве. Вечером было немного теплее, чем вчера. Сквозь дымку видны звезды. Взошла Луна, осветив все вокруг призрачным светом. Легли около 10 часов.

3 мая, пятница

Да, ночка ненамного теплее вчерашней. Я встал в шестом часу, когда рассвело. Вслед за мной поднялась Алла. Мы развели костер на еще “живых” углях и приготовили рисовую кашу. Постепенно собрались и все остальные.

Уровень воды в Нугуше заметно поднялся. Течение очень сильное. Пасмурно. Не спеша готовимся к отплытию.

Вышли снова около 10 часов. Плывем среди красных скал. Часов в 11 причалили, чтобы снять на пленку лед, окрашенный в красный цвет. Плывем дальше. Нас обдувает контрастным ветром, в котором перемешаны слои холодного воздуха, стекающего с заснеженных склонов, и теплого, нагретого Солнцем на скалах. Еще раз остановились, чтобы запечатлеть живописный ручей, который ниспадает с высокой красной скалы.

В начале первого снова остановились, на этот раз с целью перекусить, напротив высокой скалы с башенками наверху. Следующая остановка была у чернеющей в скале дырки, оказавшейся просто щелью. Миновали слева Малый Нугуш.

В половине второго достигли поселка Галиакберово. Поселок раскинулся в живописном месте, среди скалистых увалов. Вскоре должен начаться порог. Причалили, надели гидрухи. При этом нас обогнали три байды. Миновав на правом берегу камень с цифрой 500 в треугольнике, вскоре услышали сильный шум. Вылезли посмотреть – оказалось, просто высокие валы. Не без труда уговорили Чу пройти по ним. Захлестывает! За валами увидели на берегу группу туристов, осматривающих порог. Мы проскочили сходу, т.к. все камни закрыты водой, и сразу же причалили, чтобы заснять прохождение остальных. Однако со стороны ничего впечатляющего мы не увидели.

Плывем дальше. Снова и снова встречаются высокие валы. Общими усилиями успокаиваем Андрюху, стремящегося любой ценой обойти их.

Ищем стоянку. Места есть. Первое показалось нам слишком холодным. Поплыли дальше и, действительно, вдруг подул теплый ветер. Причаливаем к правому берегу. Место не очень интересное, но зато долго не зайдет Солнце, а завтра рано появится. У скал протекает чистый ручеек. Были здесь около 5.

Разожгли костер, стали готовить суп, ставить палатки, сушить промокшие вещи. Неплохо посидели у костра. Снова взошла яркая Луна. Деревья отбрасывают тени на снег, на воде образовалась лунная дорожка. Нагрев у огня спальник, я ушел спать в начале одиннадцатого, не дожидаясь остальных, и сразу уснул.

4 мая, суббота

Ночь снова была холодной. Палатка отсырела и все замерзли. Я и Оля поднялись, когда еще не было 6 часов. Развели костер, приготовили геркулес. Когда до нашей стоянки доползли лучи Солнца, разбудили остальных.

Воздух постепенно прогревается. В небе – прозрачные облачка. Вода в Нугуше поднялась настолько, что залила пляж, на который мы вчера высаживались.

Вышли в половине 11-го. Попрыгали на стояках, благо все надели гидрухи. Полюбовались на высокие скалы. Через час остановились подкачать баллоны. Жарко. В следующий раз остановились в половине первого у подножия скалы, на которую решили слазить. Прошли по довольно пологому склону назад, и нашим взорам открылся чудесный вид на долину Нугуша и устье реки Кужа. По берегам еще лежит снег, почки на деревьях даже не думают распускаться, но весенний лес удивляет обилием красок. Алла успела сделать карандашный набросок. Вернулись к катамарану, собрав по пути кучу колючек и несколько клещей.

Перекусив, продолжили путь по реке. Миновали д. Нижнее Нугушево. На одном из поворотов заметили громадные – метра по полтора – стояки и устремились туда вопреки отчаянным попыткам Чу, снявшего гидруху, отгрести в сторону. Круче, чем в пороге.

Благодаря быстрому течению прошли сегодня немало. В половине четвертого, за д. Кашеля, решили устроить стоянку на правом берегу и слазить на высокую скалу. Чу лезть поленился. Мы же не без труда перешли разлившийся ручей и стали карабкаться вверх по склону, на котором встречаются желтые цветы, похожие на маленькие тюльпаны. Димон увидел ужа, мирно дремлющего на солнышке, и попытался его поймать. Я подождал, когда все поднимутся на живописную скалу справа, чтобы сделать хороший снимок. Сверху открывается замечательный вид на долину Нугуша. Алла устроилась под сосной делать карандашные наброски, а мы поднялись выше, нашли там небольшой снежник, и слепили снежную бабу, которую украсили найденным поблизости лосиным рогом. Вниз спустились часам к шести, вспугнув по пути того же ужа. На берегу уже нет солнца и холодно. За время нашего отсутствия заметно прибыла вода. Поужинав, еще немного посидели у костра. Взошел Юпитер, появилась куча звезд, а Луны все нет и нет. Согрев у костра спальник, я снова первым отправился спать.

5 мая, воскресенье

Ночь выдалась сравнительно теплой, все разоспались часов до семи, когда стало уже заметно припекать Солнце. Позавтракали манной кашей с изюмом и кофе. Решили снять отплытие катамарана среди затопленных берез. Потратили много времени, вышли только в 11.

Плывем среди высоких скал. Много бурных мест с высокими валами. Часа через полтора дошли до очень красивой излучины, в самом узком месте которой река с разных сторон омывает одну и ту же скалу. Несмотря на стремительное течение и ворчание Чу, мы причаливаем и карабкаемся по камням вверх. Здесь удивительно приятное место: слева река, справа река, а на скалистом гребне, обрывающемся слева отвесно в воду, растут сосны. Стремясь найти еще более красивый вид, мы с Димоном пошли по гребню вверх. Вскоре нас догнала Алла. Постепенно мы увлеклись и стали взбираться к вершине высокой скалы. Сверху открывается прекрасный вид на крутую излучину с узким перешейком. Пейзаж стоит того, чтобы потратить время и силы на восхождение.

Нещадно печет Солнце. Обливаясь потом в гидрухах, которые мы не догадались снять, спускаемся вниз. Воздух напоен ароматом нагретой хвои. Слегка подсушившись, вернулись к катамарану и в половине второго продолжили сплав. Течение просто бешеное. Вскоре зачалились к деревьям, чтобы подкачать баллоны и перекусить. На небе стали появляться облака.

В половине третьего поплыли дальше. Продолжают встречаться высоченные скалы, среди которых река выписывает кренделя. Увидев очередные высокие стояки, сунулись туда и неожиданно угодили в мощный пенный котел. Катамаран на мгновение замер, всех обдало водой с ног до головы, а меня просто смыло с баллона в центр. Круто! Все основательно промокли, Алла мерзнет. Ищем место, где остановиться, но после предыдущей стоянки таких еще не попадалось.

Прошли еще один крутой стояк (метра 1,5-2), на этот раз грамотно. Скалы стали отступать от воды и делаться ниже. Заметив на правом берегу полянку, стали изо всех сил пытаться причалить, хватаясь за ветки затопленных деревьев. Наконец, завалив один сухой ствол, причалили кормой вперед. Я бросился разводить костер: поджег ворох сухих плетей хмеля, которые содрал со стоящих рядом деревьев. Однако для установки палаток здесь сыровато. Пришлось переносить кострище в другое место, повыше. Андрюха отправился за дровами и нашел сухую натоптанную площадку с готовым кострищем и приспособлениями для сушки. Наверное, здесь стояли байдарочники. Мне в третий раз пришлось разжигать костер.

Развесили вещи, сушимся. Мне пришла в голову идея настелить под палатку сухой лозы хмеля, что я и сделал. Очень хочется пить. Андрюха привесил флягу для сбора березового сока. Приготовили суп, затем Димон затеял блины. Дело это долгое, дважды начинался мелкий дождик, потом выглядывало Солнце. Ели их уже в темноте, с фонариком, все перемазались повидлом. Высыпала куча звезд. Очень приятный вечер.

6 мая, понедельник

Ночью было тепло, все хорошо выспались и встали одновременно (возможно, помогла “хмельная” подстилка под палаткой). После завтрака кукурузной кашей с неизменным изюмом я пошел снимать бьющий из-под земли мутноватый ручей. Облачно, но Солнце проглядывает. Отчалили в 11.

По правому берегу ищем приток Куперля. Приметив скалу, за которой может быть расселина, пристаем на большой скорости, все вместе цепляясь за ветки затопленных деревьев. Чуть ниже по течению оказался бурный ручей с табличкой “Савёльтамак”. Поднявшись вдоль него несколько десятков метров, обнаружили, что он вытекает из-под скалы. Засняв ручей на камеру, поплыли дальше. Это не Куперля.

Очень скоро увидели в глубине леса скалистое ущелье. Снова зачалились, и я отправился на разведку вдоль небольшого ручейка, который привел меня к нагромождению камней у выхода из ущелья. Карабкаюсь вверх, иногда приходится идти по руслу ручья, иногда – по проваливающемуся снегу. Ущелье очень живописное, как в приключенческих фильмах. Оно поворачивает направо и заканчивается скалистой стеной, с которой тонкими прозрачными струйками и ниспадает ручей. Красиво, но на Куперлю мало похоже – нет карстового моста, да и водопадик совсем хилый.

Спешу назад, к катамарану (до реки около километра). Все тоже хотят увидеть описанное мною чудо природы. Я поленился идти во второй раз, отдал Андрюхе свой фотоаппарат, запасную пленку, и приготовился ждать. Ребята ушли в 12:50. Я сушил вещи, загорал, подкачивал баллоны, но по прошествии часа начал волноваться. Решил пойти им навстречу. Мне показалось, что вода в ручье стала какая-то грязная; я решил, что это ребята подняли муть сапогами. Однако, приблизившись к ущелью, я не узнал его: по камням нёсся солидный поток коричневого цвета. В самом узком месте ущелья, где отвесные скалы сближаются метров до двух, вода полностью перекрыла проход. Если бы такую картину я застал, когда шел сюда в первый раз, я бы повернул обратно, но теперь, подгоняемый беспокойством, я прошел. Вскарабкавшись на правый склон, куда вели замеченные мной на снегу следы, я вдруг увидел на месте едва заметных струй мощный трехступенчатый водопад. Ребят нигде не было. Видимо, они вскарабкались на скалы, где искать их было бессмысленно. Волнение мое несколько улеглось, и я решил вернуться на берег. Теперь я был уверен, что видел Куперлю.

Наконец, часам к трем все вернулись – живые и полные впечатлений. Мне рассказали, что когда девушки раздумывали, не принять ли им прохладный душ из чистых струй, неожиданно раздался шум и поток стал увеличиваться. Димон даже заснял часть этого процесса на камеру. Потом он увлек всех наверх искать карстовый мост, несмотря на сопротивление Чу. Мост они не нашли, но зато видели много красивого. Возвращаться было значительно труднее из-за поднявшейся воды.

Трудно сказать, что вызвало это необычное явление – возможно, это связано с таянием льда, образовавшего запруду, только мне показалось, что усиление потока повторяется периодически, возможно, каждый день, потому что когда я ходил на разведку, я заметил, что камни на берегу ручья влажные, как будто совсем недавно его уровень был выше.

Перекусив и выпив все имевшиеся жидкости, около 4 часов продолжили путь. Только у Димона остались сомнения, что мы видели Куперлю. Буквально через несколько минут справа показался бурный ручей, стекавший по камням перед скалистым уступом прямо в реку. С трудом удалось зачалиться почти возле самого его устья, ухватившись за ветки.

На разведку отправили Димона. Вскоре он вернулся с известием, что нашел водопад. Мы не сразу поверили. Пришлось вылезать и идти 300 метров вдоль очень круто падающего ручья. Чем выше, тем отчетливее шум воды переходит в рев. Вот и сам водопад – грандиозное зрелище! Мощный поток грязной воды срывается с высоты метров 6, летит вертикально вниз и разбивается о камни, поднимая облако брызг. Справа, на скалистом карнизе, образовались увесистые ледяные наросты. Пытаясь уберечь аппаратуру от брызг, снимаем эту красоту на видео и фото.

Вскарабкавшись наверх, мы подошли по уступу вплотную к тому месту, откуда вода устремляется вниз. Вид падающей воды приковывает к себе наши взоры. Над водопадом природа создала ещё одно великолепное чудо – двухарочный карстовый мост. Из большой, метров 6 в поперечнике, арки небольшим каскадом вытекает ручей, а через маленькую можно забраться ещё выше, что мы и сделали. Поднявшись на плато, мы увидели, как скромный лесной ручеек превращается в ревущий горный поток.

Совершенно обессилевшие, возвращаемся к катамарану. На сегодня впечатлений более чем достаточно. В половине шестого отчаливаем с твердым намерением поскорее найти стоянку. Мест нет. Попалось одно, у самой воды, но настолько паршивое, что несмотря на усталость решили плыть дальше. Неожиданно увидели на левом берегу, в устье широкого ручья, огромную поляну и причалили. Место отличное, но от него идет дорога, на берегу – разрушенный стол, скамьи и куча бутылок. Это настораживает. Мне и Алле показалось, что на другом берегу ручья есть такая же поляна, но уговорить уставшую команду перебраться туда не удалось.

Спешно готовим ужин из замоченной перловки, но прежде всего чай. За водой приходится ходить далеко, через соседнюю поляну, где есть отстоявшаяся заводь ручья. Андрюха обнаружил на берегу табличку с надписью “Нижн. Кумбаляклы”. На поляне в ряд растут небольшие дубки. Видимо, в летнюю пору это урочище служит популярным местом отдыха.

В сумерках на поляну выскочил любопытный заяц. Димон помчался снимать его на видеокамеру, но куда там! Сушим вещи, греемся у костра. Стемнело, снова высыпало множество звезд.

7 мая, вторник

Ночью было холодно, даже Алла замерзла в своем толстом спальнике. Я встал часов в 5, разжег костер, приготовил завтрак. Солнце не спешит появиться из-за склона, облачно. После завтрака я сел писать свои заметки. Постепенно прояснилось и стало жарко. Нас донимают бабочки, которые с шелестом налетают на открытые части тела и лижут их своими хоботками.

После холодной ночи всех разморило горячее Солнце. Вышли только в 11. Быстрое течение вскоре стихло и начался сплошной плес. Непривычно медленно проплываем мимо высоких скал. Берега носят зловещие следы затопления – видимо, в Нугушском водохранилище раньше поддерживался более высокий уровень. Ползем как черепаха. Миновали устье реки Урюк, скалу с барельефом Ленина у вершины.

Но вот горы отступают и впереди открывается водохранилище, забитое ледяной шугой. Берега по-прежнему высокие, но местность гораздо более открытая, чем на реке. Тараним огромные ледяные “блины”, которые тут же рассыпаются на множество стеклянных столбиков.

Около двух часов дня выбрались на левый берег, где видна тропа. Начали разбирать катамаран и упаковывать рюкзаки. Погода портится, над водохранилищем проплывают тучи с дождевыми хвостами. Собрались всего часа за два, даже успев перекусить. Пошли по тропе в сторону виднеющегося вдалеке поселка. Склон покрыт необычным парковым лесом, состоящим из дубов без подлеска. Вскоре впереди показались сооружения расположенной в живописном месте турбазы, а за ней – домики поселка Сергеевка. Там нам сказали, что сегодняшний автобус до Мелеуза уже ушел. Оставив девушек сторожить вещи на пустыре, мы отправились бродить по поселку в поисках чистой воды и машины. Воду мы набрали из ручья, а вот с машиной сложнее – большая их часть не на ходу. На окраине поселка нашли автобусную остановку и повернули назад.

Снова разбираем рюкзаки. Ночевать придется прямо в поселке. Автобус будет завтра в 6 часов утра. Не проспать бы!

Устраиваемся на ночлег на берегу водохранилища, где нет домов, только сушатся срубы. Палатки ставим на весла и трубы от катамарана, из всякого мусора устраиваем кострище. Топливом нам служит множество мелких сучков, выброшенных водой и высушенных Солнцем. Приготовили на ужин гороховый суп и макароны с сублимированным мясом. Вокруг нас кругами ходит пес в надежде поживиться чем-нибудь нахаляву. Отдали ему остатки макарон и легли спать.

8 мая, среда

Ночь прошла совершенно спокойно. Кроме того, было достаточно тепло. Мы с Андрюхой умудрились не проспать и без четверти четыре отправились за водой к роднику на горушке. Вернувшись, приготовили кофе и все вместе позавтракали бутербродами. Сложили рюкзаки, идем к остановке. Вчерашний пес, выпрашивавший еду, облаял нас как непрошенных гостей. Зато на остановке прибежал другой, веселый и радостный, стал обниматься с Чу.

К шести утра к остановке подтянулась ещё группа туристов из Свердловска и куча местных жителей. Автобус пришел в начале седьмого. Рюкзаки закинули в багажные отсеки и расселись – всем хватило мест.

Проехали сначала пос. Нугуш, где видна дамба плотины, потом множество других поселков. Народу набилось под завязку.

В Мелеузе были только в половине 9. Водила за 15 тыс. руб. подвез нас до железнодорожного вокзала. Там неожиданно выяснилось, что существует прямой вагон до Москвы. Купили билеты, ждем. Димон с девушками сходил на почту, Алле удалось позвонить домой, остальные послали телеграммы. Ещё они купили молока, хлеба, пряников и сметаны.

Поезд отходит в 12:04. Наши билеты без мест, поэтому до Стерлитамака мы пребываем в неопределенности. Заняли первое купе, пьем кофе. Часа через два, в Стерлитамаке, нас пересадили в середину вагона. В 19 часов поезд остановился в Уфе, наш вагон отцепили, и мы пошли гулять по городу до половины десятого. Скучно. Темнеет. Наконец, подали наш поезд № 255. Поужинали и легли спать.

9 мая, четверг

Ночью неплохо выспались. Сегодня ехать весь день. За окном проплывают позеленевшие деревья и кусты.