Волок
Дневник 1991 г (10 – 20 июня)

г. Серов – г. Карпинск – пос. Кытлым – р. Косьва – пос. Усть-Тылай – пос. Усть-Тыпыл – р. Тыпыл – пос. Щучье – волок через водораздел Косьвы и Яйвы – р. Губь – р. Яйва – тулумы – д. Усть-Сухая – д. Верхняя Яйва – каньон – пос. Камень – г. Яйва – г. Пермь
Длина маршрута примерно 300 км.

Предисловие

Идея этого дурацкого похода, к сожалению, принадлежит мне. Маршрут был разработан с целью попытаться впервые в нашей практике поднять байдарки против течения Тыпыла и осуществить волок через водораздел в бассейн Яйвы. Если бы что-нибудь не заладилось с подъёмом, то всегда можно было бы скатиться вниз и продолжить сплав по Косьве. Волок должен был проходить вдоль ручьёв и быть не слишком длинным. Однако на деле всё обернулось совсем по-другому...

Проблемы начались уже при заброске: попасть в исходную точку маршрута оказалось гораздо сложнее, чем поначалу представлялось. Мы планировали начать сплав по Косьве от посёлка Усть-Тылай, до которого карта обещала хорошую дорогу с автобусным сообщением. Оказаться там мы должны были вечером 9 июня, но опоздали на... полтора дня.

Колоссальной проблемой стало то, что русла Малой и Большой Косьвы изуродовала драга, превратив сплав по этим речкам в сущий кошмар. Только благодаря нашим отчаянным усилиям дальнейшее отставание от графика составило всего полдня.

Подъём судов по Тыпылу, которого мы больше всего опасались, оказался как раз самой лёгкой и приятной частью всего путешествия. К сожалению, и самой короткой.

Волок... Мы собирались начать его от устья правого притока Тыпыла (Росомашьей), но оказалось, что легче это сделать по просеке. Неплохо начав, мы затем сбились с верного направления и, вместо того, чтобы выйти к слиянию истоков Губи, забрели далеко в её верховья, угробив ещё пару дней.

Спуск по Губи – это отдельная беда. Крохотная речка, русло которой щедро устлано крупными камнями, заставила нас на всём своём протяжении заниматься проводкой байдарок.

Ненамного лучше оказалось и верхнее течение Яйвы, вплоть до окончания Тулумского порога. К этому моменту мы израсходовали почти всё запланированное время, так что основную часть маршрута, обещавшую красивые скалы и пещеры, пришлось пролететь за два дня.

Хотя поход и не оставил приятных впечатлений, даром он не прошёл, а послужил нам хорошей школой. Учтя его горький опыт, на следующий год мы уже без проблем прошли интереснейший маршрут с Подчерья на Щугор.

Возможно, годы залечат раны, нанесённые природе драгой и безумными лесозаготовками. Но я призываю десять раз подумать и постараться раздобыть актуальную информацию, прежде чем пытаться повторить даже часть нашего тогдашнего маршрута.

7 июня, пятница

Фирменный поезд «Северный Урал» сообщением Москва – Серов отходит с Казанского вокзала в 13:31. Нас опять трое, за спинами вновь громадные рюкзаки. На этот раз, взяв минимум вещей и провизии, в них удалось впихнуть большую часть байдарок.

По пути следования пересекли несколько гроз. Вдоль путей очень много красивых синих цветов – люпин. Часто встречаются участки леса с пожелтевшей хвоей, возможно, в результате низовых пожаров.

Вечером поезд совершил большой крюк через Муром и Ковров на параллельную железную дорогу.

8 июня, суббота

Сегодня ехать весь день. Погода хорошая, к цветущему люпину добавилась ещё сирень и шиповник. При подъезде к Перми вошли в полосу дождей. Вечером, уже когда стемнело, пересекли Чусовую. Насколько мне удалось разглядеть в темноте, воды в ней очень мало.

9 июня, воскресенье

Проснулся в 1:56. Если верить расписанию, только что отъехали от Тёплой Горы. Решил посмотреть на Койву, благо было уже светло, как днём. Минут через 10 слева внизу несколько раз мелькнула река, потом мы её пересекли. Я не узнал старую знакомую, но воды для сплава, кажется, достаточно.

К Серову подъезжаем в почти пустом вагоне.

Около 9, наконец, прибыли. Сразу же прозевали автобус на Краснотурьинск, пришлось ехать на автовокзал. Там ситуация не лучше – одни автобусы уже ушли, другие придут слишком поздно. В довершение к нам пристроился бухой мужичок, который стал убеждать, что Кытлым закрыт, т.к. там находится ядерный полигон. Вернулись на ж/д вокзал, купили билеты до Карпинска на 3 часа. Пять часов ожидания в тени на лавочке – и день безвозвратно потерян.

В Карпинск идёт всего 2 вагона, третий – багажный. Народу немного. По дороге ещё один "доброжелатель" поведал, что из-за лесных пожаров все дороги из Карпинска перекрыты. Настроение портится всё сильнее. Впрочем, по пути нас накрыл сильнейший ливень с грозой.

Изрядно опоздав, прибыли в Карпинск около 5 часов. Сразу же пошли узнавать про автобус на Кытлым. Перейдя речку Турья, возле трамвайной линии встретили рыбаков, которые рассказали, что автобус ходит в 7 и 15 часов по местному времени: сначала он приходит на автовокзал, потом заезжает на ж/д вокзал, где встречает поезд. Про запреты – ни слова.

Снова придётся ждать, теперь уже целую ночь! Если бы вовремя подсуетились, могли бы быть уже на месте... Ночевать будем в зале ожидания вокзала вместе с группой ребятишек, собирающихся в пеший маршрут. Постелили на пол спальники и завалились спать.

10 июня, понедельник

Ну, уж сегодня-то обязательно нужно добраться до начальной точки нашего путешествия – посёлка Усть-Тылай на Косьве. Встали в пол-шестого, оперативно добрались до трамвайной одноколейки, доехали (здесь проезд до сих пор стоит 3 коп!) до остановки «Больница» и дошли до автовокзала. Автобус должен был отправиться в 6:55, но он просто не пришёл. Народ покорно поплёлся по домам, нам же придётся искать другие варианты.

Договорились с водителем «жигулей», что он за 60 руб и бутылку водки 0,33 л довезёт нас до Кытлыма; это 65 км. Запихали рюкзаки в багажник и в 9:40 стартовали. Дорога из щебня была сначала прямой, как стрела. Машин почти нет. Пересекли Какву, Иов, Серебрянку и несколько ручьёв. Приближаясь к горам, дорога начала петлять. Справа показался хребет Конжаковского Камня (1569 м) с белыми пятнами снежников на склонах. Встретился указатель «Кытлым», но до посёлка ещё далеко. В нём расположена военная часть.

Водила высадил нас за посёлком, у дороги на Усть-Тылай. Расплатившись, взвалили на себя рюкзаки и бодро зашагали вперёд. Жарко. Справа высится громада Косьвинского Камня (1519 м). Дорога усеяна мириадами белых бабочек, столько их мы никогда не видели!

Минут через 20 сделали привал, доели начавшие плесневеть сырники. До Усть-Тылая километров 30, попуток пока не предвидется. Делать нечего, надо идти. Через 55 минут офигели, отдых 20 минут. Дорога плавно набирает уклон, лямки рюкзаков озверело впиваются в плечи и бёдра, кажется, что при каждом шаге ноги становятся всё короче и короче. Неожиданно нас обогнала вахтовка, остановиться не пожелала. Следующий привал – через час, после небольшого пригорка. Вдруг появилась ещё одна вахтовка, водила которой согласился нас подвезти, правда, не до Тылая. Минут через 10 мы высадились у драги, моющей платину в русле Малой Косьвы. Жуткое зрелище! Водила расссказал, что собственно Косьва берёт начало чуть ниже, при слиянии Малой и Большой Косьвы, а до Усть-Тылая ещё километров 7-8. Забрав рабочих, он уехал.

Изуродованное драгой русло Малой Косьвы

Драга превратил русло маленькой речки в мутный поток с исковерканным и замусоренным руслом. Пройдя немного вперёд с рюкзаками, общественность вызсказала пожелание плыть по этой дряни. Пришлось согласиться. В три часа приступили к сборке байдарок. В 16:45 отплыли. Навстречу нам идут две грозы, но обе мимо.

Русло Малой Косьвы вскоре превратилось в плёс. Как оказалось, он образован искусственной дамбой перед слиянием с Большой Косьвой, видимо, возведённой с целью хоть частично дать осесть поднятой драгой мути. Пришлось обнести.

Косьва у слияния истоков

В месте слияния истоков Косьвы русло пересекает дорога, которая затем раздваивается. Вода в Большой Косьве чистая, но после впадения Малой превращается в такую же мутную жижу. Чуть выше русло образует большую яму, в которой много рыбы.

Мы очень устали, жутко хочется пить. В леске у дороги устроили стоянку, приготовили целый котелок чая. От жажды даже есть не хочется, сделали только суп, который запили ещё одним котлом чая. От усталости и жары голова плохо соображает. Здесь очень много комаров. Вечером приехали рыбаки на мотоцикле. Выяснилось, что Димон где-то потерял зубную щётку и единственное на всю команду мыло (Чу, оказывается, взял в поход пустую мыльницу).

В половине десятого, с заходом Солнца, ложимся спать. Очень тепло, в палатке даже душно. Ну и денёк был сегодня! Впрочем, несмотря на уйму потраченных сил, до Тылая мы так и не добрались. Что нас ждёт завтра – неизвестно, ведь в Косьве очень мало воды.

11 июня, вторник

Ночь была тёплой, но сквозь невидимые щели в палатку набилось множество комаров – все открытые части тела искусаны. Поднялись в шесть. Утром начал снимать кинофильм и слайды. Опять приехали рыбаки, но уже другие.

В девять отправились в путь. С чистой водой пришлось сразу же распрощаться. В основном, приходится спускать байду с намытых драгой ступенек. Плёс метров 100-200 – за счастье! Плывём, плывём, а Тылая всё не нет и нет. Вроде и воды стало побольше, и плёсы подлиннее, а ни притока, ни посёлка. Дошли до него только в 2 – за пять часов!

Это большой заброшенный посёлок на левом берегу Косьвы. Здесь работала, наверное, более мощная драга, она намыла целый лабиринт высоких островов из гальки. Заблудиться в многочисленных протоках ничего не стоит, что мы неоднократно и делали. Наконец, справа впал чистый Тылай и мы было уже обнадёжились, что наши мучения с проводкой скоро кончатся. Рано радовались! Теперь хитросплетения проток чередуются с более мощными и каменистыми перекатами-порожками.

Гора Косьвинский Камень

В этом районе ведутся лесозаготовки и лесовозные дороги проложены прямо по руслу. Кое-где вода просачивается сквозь гальку, иногда уходит под просевшие мосты. Обнеся два или три таких моста, в очередной раз мы поленились это сделать и попытались пройти узкой левой протокой. Проплыв порядочное расстояние и преодолев несколько мелей, мы упёрлись в грандиозный завал из брёвен. Чертыхаясь, с трудом обнесли его, но буквально через несколько десятков метров обнаружили, что русло теряется в траве. Приплыли, называется! Пришлось идти искать основное русло. Оно оказалось недалеко, через дорогу, но поднимать и спускать байды по крутым склонам – это наказание.

Допили воду из фляг, чистых ручьёв что-то не видно. Слева давно следовало бы впасть Кырье, но блуждание в искусственных протоках, видимо, отняло слишком много времени. Устье Кырьи нам указали рыбаки в половине восьмого. Наконец-то кончились эти протоки! Вскоре остановились на высоком глинистом левом берегу, замусоренном следами лесозаготовок. Здесь есть мутноватый ручей, текущий в довольно глубоком овражке.

Перед обедоужином вновь пришлось заправляться чаем. Всё-таки устали не так, как вчера. Комаров здесь ничуть не меньше. Спать улеглись только в начале двенадцатого.

За сегодняшние 11 ходовых часов преодолели не более 30 км, намеченный план снова не выполнили – не достигли устья Тыпыла. Это не внушает оптимизма насчёт завтрашнего дня да и всего задуманного маршрута.

12 июня, среда

Встали в 6. Светит Солнце, в палатке душно. Со вчерашнего вечера лежит роса. Комары всё равно набились в палатку, хотя Андрюха и зашил все щели. Сегодня нам предстоит дойти до Тыпыла и подняться по нему.

Вид на Чердынский Камень с плёсов Косьвы

Вышли в 9:10. Река спокойная и глубокая, следов работы драги больше нет. Ещё вчера, после Тылая, стала иногда показываться гора с очень пологими склонами – Чердынский Камень? Сегодня севернее её появилась ещё одна горка. Между ними, вероятно, и пройдёт наш волок в верховья Губи.

Устья Тыпыла достигли через час. За ним, на правом берегу расположился большой посёлок Усть-Тыпыл, который в описании значился как нежилой (всё там наоборот, в этом описании!). Речка Тыпыл оказалась довольно широкой, быстрой и чрезвычайно чистой, что нас несказанно обрадовало. В устье много рыбаков.

Подъём байдарок по Тыпылу

Установив на байдарки рули, начали подниматься. Течение быстрое, но в большинстве случаев позволяет идти на вёслах. На мелях и перекатах с проводкой легко справляется один человек. Дно очень ровное, каменистое, по нему приятно шагать даже в кедах. Вода тёплая. Только Чу вырядился в бофорты.

Вверх по руслу реки проехал лесовоз. Даже моторка умудрилась подняться вверх, выискивая глубокие места и поднимая винт на мелководье. Встретили два деревянных плота с рыбаками.

Вскоре мы потеряли ориентировку – гор не видно, притоки с лоцией не совпадают. Около четырёх часов миновали крупный правый приток, в устье которого расположились рыбаки с моторкой. На вопрос о названии притока ответили какую-то чушь. Нам почему-то показалось, что именно отсюда следует начинать волок на Губь. Поэтому в начале пятого остановились на острове километром выше. Палатку поставили прямо на гальку. Попытки обозреть окрестности с кедра успехом не увенчались. Мы в замешательстве – откуда же начинать волок?

Долгожданная идиллия

К счастью, за вечерним чаем к нам подсел проходивший мимо рыбак. Он сам из Шахтного, но здешние места знает неплохо, т.к. часто приезжает сюда рыбачить. Похвастался уловом: язь и пара хариусов. Он сказал, что от устья мы поднялись на 18 км, а ещё километров через 6 будет посёлок лесорубов Щучье. От него ещё 1,5 км до визирки (квартальной просеки) на правом берегу. По визирке и далее по лесу до Губи километров 15. Но рыбак посоветовал нам вернуться обратно – слишком мало воды. Но мы всё-таки постараемся пройти намеченным маршрутом. Видимо, много времени отнимет волок, прохождение Губи и Тулумского порога на Яйве. Успеем ли?..

13 июня, четверг

Итак, сегодня нам предстоит подняться ещё 6 км до Щучьего и ещё 1,5 – до визирки. Как повелось, вышли в 9. Погода сегодня начинает портиться: небо затягивает облаками. Раза три нас освежило мелким дождичком.

Часа через три дошли до избы на правом берегу, от которой вглубь уходит лесовозная дорога. Это и есть Щучье. Разговорились с мужичком, который оказался поселенцем. Андрюха с Димоном отправились в вагончик смотреть квартальную карту – своей-то нормальной у нас не было.

Устье Росомашьей

Продолжили путь. Вскоре Андрюха разглядел на правом берегу просеку. На всякий случай решили пройти ещё немного вверх, до притока Росомашья – вдруг по ней можно будет провести байдарки? Оказалось нет, нельзя: вскоре за обманчиво широким устьем она разбивается на множество проток, теряющихся в лесу. Чуть выше места её впадения расположился самый заметный из встреченных нами на Тыпыле перекат.

Вернулись к визирке, разобрали и высушили байды, благо как раз выглянуло Солнце. В начале просеки видны остатки сруба, совершенно незаметные с воды, т.к. берег довольно высокий. Откуда-то издалека надвигается грозовая туча. Почуяв дождь, множество белых бабочек пытается укрыться под цветками шиповника. Сложив рюкзаки, в 4 часа тронулись в путь. Гроза, к счастью, прошла стороной.

В тайге

По визирке идёт неплохая тропа, медленно, но верно набирающая высоту, попадаются квартальные столбы. Нас атакуют полчища голодных комаров, только успевай отмахиваться! Несём только вещи и «шкуры» – за «карандашами» с железом придётся ещё вернуться. Иногда встречаются мелкие ручьи и болотца.

В половине шестого дошли до лесовозной дороги, пересекающей просеку – это не более 6 км от места старта. Решили здесь остановиться. Андрюха с Димоном отправились за «карандашами», а я остался ставить палатку и готовить ужин. С этой задачей я справился не без труда. Обнаружив поблизости стопку досок (Бог послал, откуда же им ещё взяться?), сделал из них настил – иначе ровного места под палатку не сыскать. Костёр провалился в мох сантиметров на 20. Приготовил суп и чай с заячьей капустой вместо лимона. Приближается очередная гроза, комары так просто озверели! В 9 пришли ребята, ужинаем в палатке, спасаясь от кровососов. Когда в 11 улеглись спать, разразился такой ливень, что он в мгновение ока пролился сквозь полог. Давнишний спор о его непромокаемости разрешился не в пользу Чу. Лежим в насквозь мокрых, хлюпающих спальниках, ручей рядом с палаткой превратился в бурный поток, кажется, скоро и нас снесёт. Слава Богу, хоть настил спасает. Но вообще это круто!

14 июня, пятница

После потопа

К счастью, ночь была тёплой и я даже умудрился ненадолго заснуть в насквозь промокшем спальнике, но в 4 утра решил всё-таки встать. Погода позволила высушить над костром все вещи – не нести же на себе ещё и воду!

Стартовали в 9:30. Стало больше болот, камней, поваленных деревьев, но перевалом и близко не пахнет. Через час визирка неожиданно кончилась, как раз в том месте, где её пересекает ручей – приток Росомашьей. Снова светит Солнце, жарко. Пока ребята совершали ходку за «карандашами», я отправился на запад на разведку, но перевала так и не достиг. Это был мой первый опыт хождения по компасу и при возвращении я чуть было не заблудился, проскочив ручей и просеку.

Прикинув наше возможное местоположение по карте, решили идти теперь на северо-запад, чтобы выйти к слиянию истоков Губи. Попробовали переносить вещи коротким челноком, метров по 200. Шли часа три, очень медленно. Постепенно под ногами перестало хлюпать, мы вышли на твёрдую почву, подъём прекратился – мы на водоразделе. В 7 часов решили остановиться.

Воды поблизости нет, а пить очень хочется. Начался небольшой дождик, расстелили кусок полиэтилена из-под палатки, собрали мутноватую воду, из которой сделали ставшие традиционными суп и чай. Отрубились в начале двенадцатого.

15 июня, суббота

Стоянка в папоротнике

Ну и денёк был вчера! Так намаялись, что проспали будильник и встали только в начале восьмого. Остатков вчерашнего дождя хватило для приготовления завтрака.

Перебрали все варианты нашего местонахождения. В любом случае до реки получается недалеко, хотя характер местности свидетельствует об обратном. От безысходности спросил даже у кукушки, сколько нам ещё идти? Говорит, 11 километров, 7 часов... (впоследствии этот прогноз оказался самым точным!)

Вышли в 10:30. Чтобы не тратить время на челнок, решили нести все вещи сразу: и рюкзаки, и «карандаши». Тяжело, неудобно, но всё-таки быстрее.

Почти сразу за стоянкой нашли болото и ручей – не дошли вчера метров 200, да и место для лагеря гораздо удобнее. Пройдя ещё немного, наткнулись на зарубки на деревьях; здесь пересекаются две визирки: север – юг и запад – восток. Это заставило нас задуматься: а не пойти ли нам на запад? (Эх, если бы можно было заглянуть на пару дней вперёд – сколько времени и сил мы сэкономили бы!) Продолжили путь по азимуту на северо-запад. Начали попадаться большие открытые болота. Не без труда переправились через солидный ручей с коричневой водой, текущий в южном направлении. Идти вдоль него невозможно, поскольку берега густо заросли кустами.

Стали возникать сомнения в правильности выбранного азимута. Наконец, решили сменить направление на западное, пересекли ещё один такой же ручей и вскоре вышли к огромному открытому болоту. Здесь множество следов и лёжек лося, а одного мы даже спугнули. Теперь стал заметен уклон вниз. Димон слазил на дерево и осмотрел окрестности. На юге, западе и севере виднеется ложбина, за которой поднимается лесистый склон. Очевидно, там должна быть река, вот только Губь ли это?

Разлив в верховьях Губи

В третьем часу вышли к разливу небольшой лесной речки с коричневой водой. Байдарки собирать ещё невозможно – мало воды и много завалов. Идти вдоль неё оказалось намного труднее, чем просто по лесу: русло часто разбивается на протоки, много ям и упавших деревьев. Речка поворачивает на юг, вода в ней просто жёлтая. Скорее всего, это и есть верховье Губи.

Пора собирать байдарки?

В половине 7 остановились перед впадением слева крупного ручья. Сегодня все ужасно устали, намяли спины. Особенно тяжело приходится Андрюхе: он в одиночку тащит целого «Тайменя»! Димон тоже намаялся с «карандашом». Короче, решили собирать байдарки, хотя мне кажется, что ещё рано – больше времени уйдёт на проводку.

Поставили палатку на лапник и наконец без суеты приготовили на обед и первое, и второе. Весь сегодняшний день было пасмурно и нежарко.

16 июня, воскресенье

В глухом лесу

Встали чётко, в 6. Погода хорошая, синее небо с облаками. Чу определил по Солнцу, что компас врёт градусов на 30-40 к северу. Вот это номер! Выходит, мы забрались почти в самое верховье Губи. Андрюха утверждает, что компас исправен, а здесь имеет место грандиозная магнитная аномалия. Впрочем, сразу же после этого компас был потерян (...), так что установить истину не удалось и впоследствии.

Начали собирать байды; выяснилось, что мы с Димоном где-то потеряли один замок от каркаса. Пришлось изготовить замену из дерева. Вышли в половине 11.

Проводка оказалась делом изнурительным – воды очень мало, в русле нагромождение красноватых камней. Гораздо легче поднгиматься по Тыпылу, чем спускаться по Губи! Впал ещё один солидный ручей слева, воды постепенно прибавляется, но и уклон нарастает. Попалась пара плёсов метров по 20, где можно было плыть.

Слияние истоков Губи

Часа через 4 дошли до слияния истоков, теперь уже несомненно, Губи. Чуть ниже слева заметили квартальный столб – видимо, это как раз та просека, по которой мы не пошли вчера, а совершили большой крюк на север.

Река повернула на запад. Русло стало шире, воды больше, камней, соответственно, тоже. Проводить байдарки стало только труднее, но хоть завалы прекратились. Очень большой уклон, весной здесь должно быть круто! Продвигаемся вперёд очень медленно, т.к. дно устлано крупными бульниками, уже не обращая внимания на воду, заливающую в сапоги (вот тут-то и сказывается достоинство Андрюхиных бофорт).

Около 6 часов миновали большущую каменную осыпь слева, которая смотрится здесь как-то странно. Вода в реке уже не такая жёлтая. Без 20 семь остановились на левом берегу за протяжённым нагромождением камней, заканчивающимся спокойной ямой со скалой справа. Чу тщетно пытается ловить рыбу, хотя где ж ей быть, если не здесь?

Теперь, когда мы определились с нашим местонахождением, стали прикидывать, как же нам отсюда выбираться. Скорость проводки байдарки не превышает 2 км в час. Завтра было бы неплохо выйти в Яйву, но это около 20 км. В любом случае, в пятницу нужно уже сниматься. Продуктов осталось как раз до пятницы. Скорее всего по Яйве нам придётся нестись сломя голову, не успевая осмотреть красоты.

17 июня, понедельник

Сегодня тоже встали в 6, но уже с трудом. Небо затянуто облаками. Уже который день доносится зловещий непонятный рокот, идущий словно из-под земли; он не похож ни на взрывы, ни на звук самолётов.

Собрались довольно скоро. Я наконец вспомнил, что у меня есть гидроштаны, и решил проводить в них байдарку, а Димон с рюкзаком пойдёт по берегу, т.к. у него только короткие сапоги.

Порог

Вышли в половине девятого. Губь всё в том же духе: сплошные валуны. Вскоре впереди показалась ещё более грандиозная гора щебня, чем виденная вчера, но дошли до неё мы только через час. Искусственная она, что ли? Миновали остров, потом ещё один, с завалами в протоках. Воды стало больше, бешеное течение так и рвёт байдарку из рук. Попалась парочка порогов с крутым перепадом. Встретились и два плёса, где можно было проплыть метров 20 – вот оно, счастье!

В устье Губи

Несколько раз начинался мелкий дождичек, но потом выглядывало Солнце. В 14:37 вышли в устье Губи. Нельзя сказать, что при виде Яйвы мы вздохнули с облегчением: река широкая и мелкая, перекат следует за перекатом. Берега скалистые, русло заросло лопушником настолько, что порой открытой воды и вовсе не осталось. Мы не были готовы к тому, что байдарки придётся проводить ещё и по Яйве, поэтому, скрепя сердце, мы продираемся через каменистые перекаты, прекрасно понимая, что это значит для «шкуры»... Но скорость продвижения намного выше, чем по Губи.

Погода начала портиться, похолодало. Промокшие и замёрзшие, мы стали искать стоянку, а это непросто: берега заросли высоченной травой, среди которой много ям и занесённого паводком древесного мусора. Правда, на левом берегу, перед островом, увидели две добротные избы, но даже причаливать здесь не стали.

В начале 7-го остановились на правом берегу. Место здесь ничем не лучше любого другого. Примяли траву, развели костёр почти на самом краю обрывистого берега, пообедали и стали сушиться. Вверх по течению прошли два парня-рыбака. Они рассказали, что хлеб можно купить только в посёлке Камень, а виденные нами избы – место отдыха какого-то местного начальства.

Начался дождь, пришлось в суете всё прятать в палатку. Димон сушил сапоги, прожёг – с его невнимательностью это должно было когда-нибудь случиться. Засыпаем снова в подмокающей палатке, но на этот раз снизу, т.к. полиэтилен из-по дна положили на крышу. Всё-таки это лучше, когда тебе не льёт на лицо...

18 июня, вторник

Всю ночь и утро шёл мелкий дождь, небо сплошь заволокло тучами. Снова все вещи промокли! Валяемся в палатке в надежде, что морось когда-нибудь кончиться. Часов в 8 всё-таки вылезли, с трудом развели под дождём костёр, позавтракали, свалили мокрые вещи в рюкзаки и в половине 12-го вышли.

Тучи над Тулумами

Воды в реке заметно прибавилось (ночью едва не унесло оставленную на берегу посуду), легче стало проходить перекаты. Часа через 2 постепенно начались Тулумы – очень противная шивера, мелкая и каменистая. Большую её часть ещё можно пройти, лавируя между бульниками, но ближе к концу их становится слишком много. В шивере выделяется 7-8 ступеней, заканчивающихся небольшими порожками. Андрюха проскочил довольно легко, а мы с Димоном пересчитали все камни, несколько раз вертелись на валунах, продрали шкуру, погнули весло и наконец решили, что легче будет эту часть Тулумов провести. Никаких нервов не хватит на этот бесконечный порог!

Около 6 часов остановились на левом берегу, как всегда, в какой-то параше: песок, глина, лужи и следы варварских лесозаготовок. Пока плыли, дождь кончился, стали появляться просветы, потом клочья облаков очень низко над нами. Зашедшее за противоположный берег Солнце, отражаясь от них, залило всё вокруг необычным светом. Затем появились перистые облака, а совсем вечером наполз туман.

Подсушили вещи, кроме спальников, даже начали клеить байдарку, но всё стало стремительно отсыревать и пришлось отложить это дело на утро.

Сверху приплыла байдарка и резиновая лодка с орнитологами. Они остановились рядом с нами. У них оказались очень хорошие карты-километровки, только что теперь от них толку? Все возможные ошибки мы уже совершили... Впрочем, наши взгляды следуют мимо карт – на вынутые из рюкзаков большие караваи хлеба. Наш-то уже закончился, да и остальных продуктов едва хватит, чтобы дотянуть до пос. Яйва.

Ночью наши научные соседи включили магнитофон с записью голосов различных птиц. По количеству отозвавшихся особей можно оценить распостранённость того или иного вида. Эта информация необходима для составления краевого кадастра птиц. Радует, что кому-то ещё есть до этого дело...

19 июня, среда

Ремонт байдарки

Встали в 6, хотя показалось, что часы убежали на пару часов вперёд. Густой туман постепенно поднимается вверх. Димон доклеивает последние дыры на «шкуре» байдарки. Вышли в 10, почти сразу же налетела гроза, похолодало.

За ночь уровень воды повысился ещё сантиметров на 10. Остатки Тулумов прошли сносно. Вскоре слева к Яйве примешался мутный жёлтый поток – р. Кадь, а обещанных в лоции скалистых «ворот» всё нет и нет. Чуть более часа спустя миновали справа два утёса, скалу слева, а за ними русло как бы упёрлось в небольшую горку. Решили, что этот и есть обещанные «ворота».

Где-то на этом участке мы прошли под автомобильным мостом, по обе стороны от которого какие-то машины смешивали воду с глиной и сбрасывали её обратно в Яйву; два потока грязи ещё долго текли вдоль берегов.

Перед горой слева впал чистый Чикман – даже не верится, что так скоро до него дошли. За ним справа началась полузаброшенная деревня Усть-Сухая. Как выяснилось, здесь есть пекарня, но хлеб продают только после 5 часов. На всякий случай мы причалили напротив скалы и я отправился вглубь посёлка в надежде найти кого-нибудь, кто продаст нам хлеб. Деревня оказалась довольно большой, но почти все строения заброшены и разрушены. Оставшиеся жители не гнушаются устроить в опустевшем соседском доме хлев, а то и попросту разобрать его на дрова. Угнетающее зрелище! В пекарне и поблизости никого не оказалось, тщетно я бегал вокруг и кричал, пытаясь привлечь хоть чьё-нибудь внимание. Вдохнув аромат разложенного на столе свежеиспечённого хлеба через раскрытое окно с решёткой, я ни с чем поплёлся обратно. Тем временем погода стала улучшаться: ветер разорвал облака и стало показываться Солнце.

Плёсы Яйвы

Продолжили путь в 12:45. За Усть-Сухой тянутся широкие плёся, берега поднимаются живописными склонами, покрытыми хвойным лесом. Встречаются острова и красивые скалы. Перекатов почти нет, но течение на плёсах быстрое.

Сегодня собирались остановиться за Ульвичем, но часа в 3 нам показалось, что мы его прошли, не заметив. Решили плыть до 6 часов. Сомнения ещё долго терзали нас, пока мы не достигли Верхней Яйвы – а это километрах в 20 за Ульвичем. Деревня тоже почти заброшена, пекарни нет, хлеб привозят из посёлка Камень.

Остановились почти напротив деревни на цветочном лугу, аромат с которого стекает в реку. Наконец-то нормальная стоянка! Ровная площадка, много места, удобный берег. Вот только с дровами некоторый напряг. Были здесь в 6.

Ветер проносит обрывки облаков, иногда проглядывает Солнце. Уже 10 часов вечера, а оно и не собирается заходить – наверное, наши часы всё-таки отстали. Неожиданно ливанул дождь, загнав нас в палатку.

Решили, раз нам удалось за сегодня так много пройти (более 60 км за 8 часов!), завтра постараемся дойти до Яйвы (км 55) и сняться на день раньше. Правда, тогда не останется времени на осмотр каньона, лазание по скалам и в пещеры. Что-то мы устали... Впервые к концу маршрута осталась куча недоснятой плёнки.

20 июня, четверг

Туманное утро на ЯйвеЦветыЦветы

Встал в 6: кругом роса и густой туман. Пока готовил завтрак, туман поднялся и засияло Солнце. Взяв камеру, отправился снимать цветы – их здесь более дюжины видов, столько сразу я ещё не видел; потратил целую плёнку.

Просушили палатку, спальники. Завтрак оказался черезчур плотным, так что все разомлели и собрались только к 9:20. Когда отчалили, на горизонте появились облака.

Вскоре миновали незаметное устье Чаньвы слева, затем впереди показался живописный каньон. В нём высокие скалы, на вершинах которых растут сосны – очень красиво. Жаль, что мало времени – сверху должен открываться замечательный вид.

У входа в каньонСкалы каньонаСтена каньонаВ каньоне

Каньон оказался совсем коротким; Яйва делает в нём всего один поворот направо, омывая остров. За каньоном справа показалась было крохотная деревушка, которая за очередным поворотом оказалась совсем немаленьким и незаброшенным посёлком Камень. Были здесь в 11:50. Отсюда вдоль берегов начинаются лесозаготовки и, соответственно, лесосплав.

Река стала очень широкой, но быстрое течение сохраняется, так что мы постепеннно приближаемся к цели. За посёлком Камень нет ничего интересного, одни размытые берега. Пожалуй, сегодня самый нудный день нашего путешествия. Сгустившиеся облака собрались в небольшую тучку, которая плывёт вместе с нами и поливает нас несильным, но неприятным дождиком.

Запань в Яйве

После двух часов дня, когда пора уже было бы подплывать к городу, впереди появились только две трубы. Встретили много моторок, стали попадаться запани; из одной из них сплавляют лес. Ещё долго плыли по стоячей воде среди брёвен, пока не показались первые деревянные домики. Впереди начинается грандиозная запань, почти перегородившая всё русло, и мы решили выбраться на берег здесь. В 4 часа пристали к причалу для моторок, подняли на высокий берег байдарки, разобрали и просушили их. В четверть седьмого всё уже было упаковано. Неподалёку оказалась автобусная остановка, и вскоре мы были уже на вокзале.

Купили билеты до Перми на 10:40 вечера и пошли гулять по городу, благо погода наладилась. В магазине купили хлеб, кекс и квас. Вскоре почувствовали, что от усталости заплетаются ноги, и вернулись ждать на вокзал. Все тут же отрубились, несмотря на ранний час.

Кое-как за 6 часов в общем вагоне добрались до Перми. Жутко хочется спать, но в соседнем купе подвыпившие дембеля устроили потасовку.

21 июня, пятница

В Перми купили билеты на 8 утра на поезд Красноярск – Москва «Енисей». В буфете закупили еды, недалеко от вокзала обнаружили пончиковую, где заправились пончиками по 4.87 за кг. За прошедшие дни устали так, что даже ходьба даётся с трудом.

Наш поезд прибыл с опозданием на час. Наконец, загрузили вещи, перекусили и рухнули отсыпаться. Когда проснулись, поезд опаздывал уже на 3 часа.

22 июня, суббота

Дома.